Электронная библиотека

она родилась и росла, находилось нечто сказочно-чудесное, здание Оперы. Естественно, что "античную головку" жи-вой и талантливой девочки рано стали туманить оболь-стительные мечты, надежды на славную будущность. И случилось так, что мечты и надежды не только не обма-нули, но даже в некоторых отношениях превзошли ожи-дания. Тереза Анжелика Обри не только стала артисткой Оперы, не только пела и танцевала на ее сцене рядом с знаменитостями и вызывала восторженные рукоплеска-ния, являясь перед толпой олимпийскими богинями, - то Дианой, то Венерой, то Афиной-Палладой, - но и попала в историю: 10 ноября 1793 года она играла на сцепе, ко-торую никогда не могла и вообразить себе, - в Соборе Парижской Богоматери, выступала в роли неслыханной и невиданной, в роли Богини Разума, и затем - apres avoir detrone la ci-devant Sainte Vierge* - торжественно была отнесена в Тюильерийский дворец, в Конвент: какживое воплощение нового Божества, обретенного чело-вечеством.

Погребена Богиня на Монмартрском кладбище. Как не взглянуть на такую могилу?

* - после того, кок была свергнута бывшая Святая Дева (франц.).

III

Я давно собирался это сделать. Наконец поехал. В солнечный день, уже почти весенний, но довольно прон-зительный, с бледно-голубым, кое-где подмазанным не-бом, я вышел на улицу и спустился в ближайшее метро. Сквозняки, бегущая толпа, длинные коридоры, цветистые рекламы, лестницы все вглубь и вглубь и наконец совсем преисподняя, ее влажное банное тепло, вечная ночь и огни, блеск свода, серого, рубчатого, глянцевитого, как брюхо адского змия... Через минуту я уже стоял в людном вагоне, мчался под Парижем и думал о Париже времен Богини Разума и опять - о ее удивительной судьбе, ее удивительном образе.

Современники писали о ней: "Одаренная всеми внеш-ними дарами, какие только может дать природа женщи-не, она есть живая модель того античного совершенства, которое являют нам памятники искусства; при взгляде на ее стан и очерк ее головы тотчас является мысль о гроз-ной эгиде и шлеме Афины-Паллады, и она особенно на месте в тех ролях, где черты лица, жесты, осанка, по-ступь должны воссоздать богинь..." Это писалось, когда ей было уже лет тридцать пять. Можно себе предста-вить, как прекрасна была она в двадцать, в те годы, когда она выходила на сцену в короткой тунике, в легких сан-далиях на стройной ноге, с золотым полумесяцем на вы-сокой прическе, с луком в длинных округлых руках, Дианой Девственницей! Примадонной, дивой Обри ни-когда не стала; материальное ее положение было неза-видно - всего несколько сот ливров в год жалованья да угол в родительском доме; положив за кулисами лук, сняв белила и румяна, сбросив тунику и закрутив волосы простым узлом, она надевала грошовое платьице и бежа-ла домой, дома же хлебала гороховую похлебку и укла-дывалась спать в чердачной каморке. Но справедливо говорили, что мадемуазель Обри tres sage*, - простодушие, милая легкость, нетребовательность всегда отличали ее характер. И вот "народ, разбивший оковы рабства, до-стойно прославил ее 10 ноября 1793 года", обессмер-тил "се chef-d'oeuvre de la Nature"**, как галантно назвал ее Шомет, представляя Конвенту. И много лет после того распевали уличные певцы стихи Беранже о ней:

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки